Сергей Сорочан: "В Тольятти планируем создать производство полимерных композитов для нужд ОПК"

В конце декабря прошлого года появилась информация об интересе московского "Инжиниринг Групп" к приобретению тольяттинского завода "РусАвтоПласт", входящего в группу компаний "ОАТ".

В конце декабря прошлого года появилась информация об интересе московского "Инжиниринг Групп" к приобретению тольяттинского завода "РусАвтоПласт", входящего в группу компаний "ОАТ". Генеральный директор "Инжиниринг Групп" Сергей Сорочан в интервью Волга Ньюс рассказал, почему ему интересен именно этот завод и какие перспективы перед ним откроются с новым собственником.

Фото: фото предоставлено спикером

-  В  какой стадии находятся переговоры? Получили  ли вы  ответ на  ваше предложение о  сделке?

-  Ответа по  существу пока не  получили. Знаем, что письмо передано в  канцелярию генерального директора ПАО КАМАЗ (общество контролирует группу "ОАТ". - Прим. Волга Ньюс ), и  надеемся вскоре получить на  него ответ.

-  Озвучивалась сумма в  550 млн руб., которую "Инжиниринг Групп" готов заплатить за  завод "РусАвтоПласт". Из  каких источников планируется их  привлечь?

-  Я  не  имею права подробно раскрывать финансовую составляющую проекта. Частично это заемные средства, частично  - средства привлеченных мной инвесторов.

-  Каковы истоки компании "Инжиниринг Групп", на  чем она специализируется?

-  Компания "Инжиниринг Групп" создана в  2020 году для продолжения деятельности, начатой еще в  2014 году через другую нашу компанию. Изначально, поставив в  приоритет качество и  высокую технологичность реализуемой продукции, мы  занимались совместно с  российскими компаундерами созданием и  развитием уникальных для того времени марок термопластичных эластомеров, что позволило нам в  дальнейшем, совместно выйти на  уровень общепризнанных марок мирового уровня и  конкурировать с  ними.

Такая стратегия развития и  коллаборация с  сильными партнерами по  научному, логистическому и  другим направлениям привели нас к  увеличению объемов продаж. Мы  начали поставлять полимерные композиционные материалы в  такие ответственные области, как автопром, в  том числе и  европейский.

Сегодня "Инжиниринг Групп" является одним из  ведущих поставщиков полимерных композиционных материалов в  адрес предприятий  ОПК. В  их  числе - Группа компаний "Калашников", АО  "Ижевский механический завод", ЦНИИТОЧМАШ и  многие другие.

Сейчас "Инжиниринг Групп" находится в  поиске производственной площадки для решения задачи по  увеличению объема поставок полимерных компаундов в  адрес предприятий ОПК, так как в  России пока нет специализированного выделенного производства полимерных композиционных материалов для нужд оборонного комплекса.

-  Ранее вы  объясняли необходимость расширения производства полимерных компаундов возросшими потребностями Министерства обороны РФ  в  современном вооружении. В  производстве каких вооружений они используются?

-  Полимерные композиционные материалы используются практически во  всех современных вооружениях - от  стрелкового оружия до бронетехники и снарядов.

-  Какой объем необходим для нужд Минобороны? Закроет  ли эти потребности завод "РусАвтоПласт", если сделка состоится?

-  Не  совсем корректный вопрос, так как потребности Минобороны в  тех или иных материалах не  являются публичной информацией. Кроме того, "Инжиниринг Групп" - не  единственный поставщик полимерных материалов для нужд ОПК.

Могу лишь сказать, что по  итогам 2023 года объем наших поставок вырос в  несколько раз по  сравнению с  2022 годом. И  судя по  прогнозу на  текущий год, продолжит расти.

Именно поэтому мы  приняли решение о  поиске производственной площадки, чтобы оперативно наладить выпуск и  внедрение полимеров, разработанных именно для ОПК.

-  Если потребности Минобороны в  современном вооружении уменьшатся, найдутся  ли потребители под тот объем компаундов, который вы  планируете выпускать на  тольяттинском заводе?

-  Думаю, вряд  ли они уменьшатся в  ближайшее время. Согласно принятому федеральному бюджету, в  нем заложена сумма 36,8 трлн рублей на  обеспечение безопасности страны в  2024-2026  гг. Идет активное производство современных вооружений.

"Инжиниринг Групп" заявила о намерении купить "РусАвтоПласт" за 550 млн рублей Компания направила письма с предложением в группу ОАТ, которой принадлежит "РусАвтоПласт", а также учредителю ОАТ - ПАО "КАМАЗ" и госкопорации "Ростех", которая имеет долю в ПАО "КАМАЗ".

Но  даже если гипотетически представить себе, что потребности Минобороны уменьшатся, - продукция всегда найдет применение "на  гражданке". В  мировой и  российской истории достаточно примеров, когда технологии или материалы, разработанные сначала для военных, затем находили широкое применение в  народном хозяйстве. Тем более что потребность в  полимерных материалах в  отраслях народного хозяйства также растет и  прогноз вполне благоприятный: так, эксперты отрасли считают, что при условии реализации оптимистичного сценария развития отечественной промышленности спрос на  компаунды на  основе полипропилена (это самые популярные материалы)  - к  2026 году может вырасти на  8,5-11,0%.

-  Есть  ли предварительные договоренности с  вашими контрагентами на  увеличение объемов поставок? Насколько ощутим дефицит?

-  Как один из  заметных поставщиков материалов для ОПК мы  получаем достаточно много запросов на  тему возможности увеличения объема поставок.

Я  не  готов озвучивать какие-то цифры  - повторюсь, конкретная информация по  ОПК и  ГОЗ является закрытой и, думаю, вы  сами понимаете почему. Но  при этом могу сказать, что для оперативного закрытия растущих потребностей в  материалах, обеспечения независимости от  сторонних поставщиков сектору ОПК необходима собственная независимая производственная площадка.

-  Насколько в  целом в  России развит рынок полимерных компаундов?

-  Согласно профильным исследованиям, рынок полимерных компаундов в  нашей стране, даже несмотря на  антироссийские санкции, активно развивается. Производство пластмасс в  России за девять месяцев 2023 года выросло на  2,1%, потребление  - на  9-11% по  сравнению с  аналогичным периодом 2022 года. Это говорит о  том, что отрасль активно развивается.

По  оценкам экспертов, в  2022 году в  России произвели более 300 тыс. тонн полимерных компаундов. Но  нужно учитывать, что год был кризисным, многие отрасли-потребители снизили выпуск конечных изделий: простаивали автопром, производство крупной бытовой техники. А  это две из  трех ключевых отраслей - потребителей полимерных композиционных материалов.

В  среднем  же в  России производят в  год порядка 400 тысяч тонн компаундов, и, по  прогнозам аналитиков, эта цифра в  горизонте 10 лет перешагнет рубеж 500 тысяч тонн. Есть компетентные мнения, что к  началу 2030 годов Россия сможет занять до  1% мирового рынка полимерных композиционных материалов, т.е. довольно большой объем.

Кроме автопрома, производителей крупной бытовой техники, большие объемы компаундов перерабатывают строительная отрасль, кабельная промышленность, отрасль электротехники. И, как я  уже говорил, растет потребность в  сегменте ОПК.

Основные игроки на  рынке  - это НПП "Полипластик, пока что безусловный лидер с  мощностями 135 тыс. тонн в  год. Сильными игроками также являются компания "Татхимпласт", "Метаклэй", "Руспласт".

-  Какая часть рынка приходится на  импорт?

-  Ввоз полимерных композиционных материалов подпал под западные санкции еще весной 2022 года. С  тех пор отрасль форсировала процессы импортозамещения и  значительно снизила свою зависимость от  импорта  - как в  части готовых компаундов, так и  в  части компонентов для их  производства.

До  2022 года в  общей сложности порядка 30% компаундов в  Россию ввозилось из-за рубежа, если мы  говорим об  общем объеме. При этом зависимость варьируется от  отрасли к  отрасли. После 2022 года, по  оценкам независимых аналитиков, цифра упала до  20-21%. Есть прогнозы, что к  2030 году она составит около 10%.

-  Рассматривает  ли "Инжиниринг Групп" приобретение профильных активов помимо "РусАвтоПласта"?

-  Безусловно, мы  прорабатываем и  иные варианты, но  площадка "РусАвтоПласта" приоритетна. Здесь есть готовые производственные мощности и, что еще важнее, профессиональный коллектив разработчиков, технологов, линейного персонала, способный в  короткие сроки запустить производство материалов.

Сегодня, когда мощности "РусАвтоПласта", по  нашим сведениям, загружены всего на  30%, мне кажется оптимальным вариант переориентировать площадку для выпуска материалов под нужды ОПК и  вдохнуть в  нее новую жизнь.

-  Сколько времени займет перепрофилирование завода под выпуск вашей продукции? И, для сравнения, сколько потребуется для создания такого производства с  нуля?

-  Перепрофилирование не  потребуется. На  площадке "РусАвтоПласта" есть и  специалисты, и  оборудование. Единственное, чего нет, - устойчивого сбыта, который компания "Инжиниринг Групп" готова обеспечить. А  вот для создания такого производства с  нуля потребуется несколько лет.

-  Каковы долгосрочные планы на  эту площадку?

-  Для начала мы  планируем полностью загрузить производство, а  затем в  трехлетней перспективе начать рассматривать возможности развития. Пожалуй, сейчас трудно поверить, но  "Инжиниринг Групп" намерена всерьез потягаться с  ведущими российскими производителями полимерных композиционных материалов и  побороться за  клиентов в  сфере не  только ОПК, но  и  народного хозяйства.

Алексей ПЕТРОВ

Последние новости

Олимпийские игры в Париже: Диана Шнайдер готовится к дебюту

Теннисный турнир уже начал свои приготовления с жеребьевкой.

В Самаре установят системы видеонаблюдения на объектах культурного наследия

Проект направлен на защиту исторических зданий и повышение безопасности.

В Самаре задержан подозреваемый в покушении на убийство девочки

Инцидент произошел в Промышленном районе города.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *