ПОЛЕТЫ НАД ПОЛЯМИ
Высокие технологии все глубже проникают в сельское хозяйство. Коснулись они и инструментария — на помощь тракторам, опрыскивателям и сеялкам приходят беспилотники.
Высокие технологии все глубже проникают в сельское хозяйство. Коснулись они и инструментария — на помощь тракторам, опрыскивателям и сеялкам приходят беспилотники. Дроны помогают вносить удобрения, бороться с вредными насекомыми, следить за качеством всходов и даже сеять некоторые культуры. В теории хорошо все, но на практике пока есть сложности — правовые, технологические, кадровые.
ТРАКТОРЫ В СТОРОНУ?
16 апреля совещание по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве прошло в стенах Самарского государственного аграрного университета. В нем участвовали заинтересованные в «прокачке» этого направления стороны — представители федерального и регионального профильных министерств, сельхозавиации и пока немногочисленных компаний-эксплуатантов, создатели дронов.
Сфера применения беспилотников в АПК широка, но на совещании говорили конкретно о растениеводстве.
Дроны пока в основном применяют для мониторинга посевов. С высоты можно оценить их равномерность, зону угнетения вредителями, найти очаги сорной растительности, вести учет урожая. На основании этих данных фермеры могут вовремя реагировать на проблемы. Также беспилотники способны вносить удобрения, стимуляторы роста, обрабатывать поля от вредителей и сорняков. Используют их и для посева мелкосемянных культур, не требующих боронования. В основном это рис и травы.
Если сравнивать киберинструменты с традиционной техникой, можно обнаружить много достоинств. Они позволяют точечно решать проблемы, не задействуя при этом громоздкую наземную технику. Беспилотники не давят на грунт при опрыскивании, а это минимум 10% сохраненных посевов. Средним хозяйствам дроны могут даже заменить часть автопарка.
Максим Чижов, генеральный директор компании «Агримакс.Аэро», которая входит в группу «Транспорт будущего», пояснил:
— Для крупных агропредприятий беспилотники — это только дополнительный инструмент, «скорая помощь», когда наземная техника не справляется с объемом работ. А у небольших хозяйств с площадью земель до 1 000 гектаров этот комплекс становится фактически универсальным солдатом, который закрывает большую часть потребностей в технике. Для них, например, самоходный опрыскиватель — уже дорогая вещь. Можно купить более дешевый комплекс агродронов, который способен обработать 200-400 гектаров в день, а за пару ночей защитить урожай от вредителей.
Казалось бы, при таких преимуществах летающие помощники должны массово внедряться в фермерский арсенал. Но пока этого не происходит. Как сообщил врио заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия региона Денис Герасенков, по данным на сентябрь прошлого года у самарских аграриев во владении было 30 дронов, из них десяток — тяжелых, что используют для опрыскивания. И дело не только в моратории на использование беспилотников на время проведения специальной военной операции. Есть юридические и технологические препятствия. Именно их и обсуждали на совещании.
— Вопросов много, ответов чуть меньше. Наша встреча должна помочь их найти, — отметил Герасенков. — Законодательство по беспилотным системам развивается. В ряде регионов введены экспериментальные полетные режимы, в том числе в Самарской области. Его оператором является компания «Транспорт будущего».
ЗАПРОС И СПРОС
О том, какие задачи перед регионами ставит федеральный Минсельхоз, рассказал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Роман Некрасов. Он отметил: в российском АПК дроны применяются достаточно успешно и эффективно, но не массово. Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, урегулировать нормативные пробелы, во-вторых, должен быть сформирован спрос на беспилотники. А для этого нужно техническое задание для производителей.
— Что мы ждем от индустрии и коллег из промышленности? Чтобы у нас появились именно те агродроны, которые нужны производителям, — сказал Некрасов.
Чтобы сформировать техзадание, привлекут ресурсы машиноиспытательных станций, в том числе и самарской при аграрном университете. Они будут исследовать функциональные и технико-экономические параметры применения дронов на сельхозработах. Постепенно составят техзадание на агродроны — что нужно отрасли и с какими параметрами.
По мнению директора департамента, также важно создать условия, при которых новая техника будет доступной по цене. Для этого министерство включило БАСы в список оборудования, на которое распространяются льготные кредиты и лизинг.
— Также мы рекомендовали региональным властям предусмотреть субсидирование фермеров, выполняющих работы дронами. Даже если не покупаешь беспилотник, а используешь наемный, часть затрат можешь компенсировать за счет бюджетных ресурсов, — уточнил Некрасов.
Еще один значимый момент — подготовка кадров. Как отметил представитель Минсельхоза РФ, нужно сформировать полноценную индустрию обучения, чтобы студенты и молодые специалисты знали этот вопрос не только в теории, но могли и на практике использовать технологии управления беспилотников. Именно поэтому масштабные госзакупки дронов будут ориентированы на аграрные вузы, сообщил Некрасов.
НА ПОРОГЕ РЕВОЛЮЦИИ
На что способны дроны, аграриям продемонстрировали на полигоне. В частности, могут поднимать емкости с грузом 40 килограммов для опрыскивания, 50 — для разбрасывания. Максимальное удаление «птички» от точки старта — два километра.
— В программном обеспечении дронов, которые производит «Транспорт будущего», предусмотрены ограничения на эксплуатацию: полет возможен только над территорией конкретных полей, — пояснил Чижов. — Это делает применение беспилотника безопасным. Попытки злоумышленников перехватить управление будут бессмысленны. За границу поля дрон не вылетит, просто мягко приземлится и отключится.
Вообще разработчики и изготовители дронов убеждены: агропромышленный комплекс близок к глобальным трансформациям.
— Беспилотники — это не только новый инструмент, но и технология применения. Как сеять, как защищать урожай, как готовиться к уборке — все это меняется при использовании дронов. Например, уже сейчас в мире кардинально изменилось выращивание риса. Сев происходит в другое время, нежели это было при использовании наземной техники. Его можно провести раньше — сразу в воду или позже в зависимости от сорта, — рассказал Чижов. — Или еще недавно авиация не могла проводить полеты для обработки полей ночью, дроны могут делать это в любое время суток.
В оценках аграрии осторожны. Управляющий кормопроизводством компании «Радна» Амир Шамсутдинов направление называет перспективным, но считает, что пока профессиональное сообщество не готово к работе с роботами: нужен обученный персонал на дорогие «птички» и новые методики в «химии».
— Сейчас вся «химия» у нас рассчитана на использование в среднем 300 литров, здесь же объемы значительно меньше. А вот для точечной обработки — самое то, конечно, — сказал специалист.
В вопросе удобрений с ним солидарен глава фермерского хозяйства из Красноармейского района Николай Перекопкин. Для малообъемных аппаратов «химии» почти нет, на нее нужны новые разрешения. Кроме того, по подсчетам фермера, применение дронов пока обходится дорого и влияет на себестоимость продукции — «на гектар ложатся как минимум дополнительные 2 тысячи рублей».
Управляющий директор компании «Орловка — Агро-Инновационный Центр» Сергей Орлов поделился плюсами работы с дроном. Пока используют один — для внесения гербицидов на десикации подсолнечника. В нынешнем сезоне планируют испробовать на обработке сои и пшеницы.
— С дроном меньше расходов на воду. Это выгодно, если рядом нет водоемов. Наземный аппарат на один гектар берет 70-100 литров, а тут — 7-10. Кроме того, в поле можно зайти раньше — не нужно ждать, когда почва подсохнет, — перечислил он преимущества.
Ольга Ануфриева
Фото: Ирина Быкова
По материалам газеты «Волжская коммуна»
Последние новости
Губернатор Вячеслав Федорищев поручил создать штаб по капитальному строительству в Самарской области
В областном правительстве обсудили освоение бюджетных инвестиций в объекты капстроительства Фото: Пресс-служба правительства Самарской области В четверг, 9 января,
Суд решил судьбу Wildberries: кому досталась компания
Татьяна Ким и Владислав Бакальчук делили бизнес после развода Компания ООО «Вайлдберриз», которой принадлежит одноименный маркетплейс, осталась во владении Татьяны Ким.
Эксперт рассказал, как защитить себя и близких от вирусных инфекций зимой
При наличии симптомов инфекций необходимо обратиться к врачу Специалисты областного минздрава отмечают,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией