Владимир Жуков: «Мы все создавали с нуля». Вместе с тольяттинской ТПП появились правила взаимодействия городского бизнес-сообщества

Первопроходцем быть сложно. Шагая по непроторенному пути, такие люди надеются лишь на свои знания и удачу, набивают шишки, рискуют, падают, но снова встают.

Первопроходцем быть сложно. Шагая по непроторенному пути, такие люди надеются лишь на свои знания и удачу, набивают шишки, рискуют, падают, но снова встают. Зато получают неоценимый опыт и умения, которыми потом делятся с теми, кто идет следом. Владимир Жуков – из когорты бесстрашных. Во времена больших перемен, в далеком 1994 году он инициировал создание в Тольятти Торгово-промышленной палаты. Стал неустанным двигателем этого проекта и на протяжении 17 лет возглавлял городскую ТПП. Как и зачем в 1994 году создавалась торгово-промышленная палата, он рассказал «ПН».

– Владимир Анатольевич, давайте вспомним, как появилась идея создания городского подразделения торгово-промышленной палаты.

– Когда закончился Советский Союз с его экономикой и законодательством, на этом месте, по сути, возник вакуум: по-старому жить уже было невозможно, а как делать это по-новому, мало кто представлял. На местах царили полный хаос и беззаконие. Если вспомнить, что творилось с фискальными службами, то ленивый милиционер и фуражку не протирал, чтобы пойти и кого-нибудь развести на штрафы, а правильнее сказать, поборы. Законы были что дышло – куда повернул, туда и вышло. Зверствовали все: налоговая, пожарная, санэпидстанция и остальные 15 видов инспекций. А еще была бандитская «крыша». Пришлось путем проб и ошибок создавать новые правила российского предпринимательского сообщества.

– Зачем нужна была такая организация?

– В 1992–1993 годы я был председателем Совета народных депутатов Тольятти, и в то время мы с Николаем Уткиным побывали в США. И там увидели, как живет бизнес, как он взаимодействует с властью. О таком нам и мечтать было нечего. Но возникла идея создать какое-то объединение, которое могло бы защищать бизнесменов города, поддерживать их в юридических вопросах, помогать друг другу кадрами и другими ресурсами.

Предтечей торгово-промышленной палаты стала организация, которая называлась «Американский дом». ТПП в Тольятти мы еще создавать не имели права. Даже в регионе своей палаты не имелось. Была Средневолжская ТПП, объединявшая предпринимателей четырех регионов – Пензенской, Ульяновской, Оренбургской и Самарской областей.

Американский дом начал свою работу. В него вошли три десятка тольяттинских компаний, в том числе и такие крупные, как ВАЗ и «Синтезкаучук». Но никакой законодательной базы для деятельности такой организации не было. К преобразованию меня подтолкнул глава Волжского автозавода Владимир Каданников, который был сопредседателем российско-итальянской торгово-промышленной палаты.

Мне очень повезло, что в 1993 году я правдами и неправдами попал на съезд Российской торгово-промышленной палаты, где рассматривался новый закон, разрешающий создавать подразделения ТПП в муниципалитетах.

В Тольятти на всех уровнях мою идею создания городской ТПП поддержали. В числе первых единомышленников оказались Александр Казаков, который был тогда директором первой биржи, создатель АВТОВАЗБАНКа Петр Нахманович. Каждая фамилия в этом списке для Тольятти значит много: Владимир Догвань, Виталий Гройсман, Алексей Кирюшин, Владимир Гусев, Виктор Герасименко. Собрание, где было принято решение, прошло 2 февраля 1994 года в  Доме политпросвещения между ДК «Синтезкаучук» и гостиницей «Жигули».

– Какие задачи стояли перед организацией?

– В документах были четко прописаны основные принципы деятельности ТПП. Первый пункт – защита бизнеса от произвола любых госорганов. Второе направление – это проведение экспертизы. Третья сфера интересов – аккумулирование информации, полезной для бизнес-сообщества. У нас не было ни денег, ни помещения. Первые квадратные метры, которые получила ТПП, располагались на втором этаже в здании городской думы на Центральной площади.

Я долго искал помещение для палаты. В то время КуАЗ передавал городу здание на ул. Победы, 19а, где на данный момент и располагается ТПП. Но муниципалитет его брать не хотел. Потому что это было страшное помещение. На первом этаже находилось производство керамзитных блоков. В другом крыле делали гипсовую плитку. Фасад был разбит, ни одного целого стекла не было. На втором и третьем этаже был полностью вскрыт паркет. У города не было возможности вкладываться в восстановление. Наверное, благодаря этому нам его и отдали. Ремонтировать здание нам помогали члены ТПП: кто материалы, кто людей даст. И постепенно мы здание модернизировали.

Но обустроить помещение – дело малое. Требовалось фактически с нуля создавать рынок услуг для предпринимателей. Это было дело новое. Нашли грамотных специалистов по экспертизе, оценке, таможенному декларированию, добровольной сертификации переводчиков на все языки и другим услугам, которые в 90-е годы нигде не оказывали. Мы создали третейский суд, где разбирали конфликты между предпринимателями. Какой бы вопрос ни рассматривался в городской думе, представитель ТПП от имени предпринимателей вносил свои предложения. Были созданы отраслевые гильдии по всем направлениям. Сначала было семь гильдий, потом девять, потом 11. Благодаря этому перечень членов ТПП Тольятти хорошо пополнился.

– Какое было максимальное число членов ТПП?

– Мы входили в семерку крупнейших палат России среди ТПП всех уровней и самой большой палатой среди муниципальных организаций. Максимум было около 500 членов. Это практически весь крупный и средний бизнес за редким исключением.

– Можете вспомнить самый удачный проект ТПП?

– Таких было много, все не упомнишь. Проще сказать, что было задумано, но не получилось. И такие проекты можно перечислить по пальцам.

Например, у тольяттинского бизнеса было очень много деловых контактов за рубежом: после распада Союза остались связи с Казахстаном, Арменией, Грузией, другими бывшими советскими республиками, ставшими независимыми государствами. Здесь, в Тольятти, была создана таможня, которая имела статус региональной. А в Самаре не было. И это многим не нравилось. ТПП затеяла создать структуру, которая бы помогала взаимодействовать с таможней. Нашли специалистов, провели обучение, закупили оборудование. И тут таможню в Тольятти прикрыли, выведя ее в Самару. Так наш проект остался нереализованным.

– И еще вопрос. Владимир Анатольевич, скажите, почему успешных бизнесменов рано или поздно начинает тянуть в политику?

– От собственной глупости, наверное.

Источник: Деловая газета "Понедельник"

Последние новости

Олимпийские игры в Париже: Диана Шнайдер готовится к дебюту

Теннисный турнир уже начал свои приготовления с жеребьевкой.

В Самаре установят системы видеонаблюдения на объектах культурного наследия

Проект направлен на защиту исторических зданий и повышение безопасности.

В Самаре задержан подозреваемый в покушении на убийство девочки

Инцидент произошел в Промышленном районе города.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *