История на помойке: уникальный заводской музей оказался никому не нужен

Музей истории старейшего подшипникового завода Самары — 9 ГПЗ, ОАО "СПЗ" — может попросту исчезнуть, если в ближайшее время не придет на помощь городская администрация или не найдется неравнодушный спонсор.

Музей истории старейшего подшипникового завода Самары — 9 ГПЗ, ОАО "СПЗ" — может попросту исчезнуть, если в ближайшее время не придет на помощь городская администрация или не найдется неравнодушный спонсор. О нынешней судьбе уникальных экспонатов музея рассказала бывшая сотрудница завода, редактор корпоративной газеты СПЗ Ольга Огнева, которая обратилась в редакцию "Волга Ньюс".

В  2018 году Самарский подшипниковый завод (бывший 9 ГПЗ) обанкротился и  прекратил свое существование. В  результате чего Народный исторический музей предприятия (звание было присвоено ему к  30-летию Победы в  1975 году) может разделить участь завода  — помещение будет продано с  торгов, а  бесценные реликвии, в том числе военных лет, окажутся на  помойке.

По  рассказам Ольги Огневой, музей создавался силами нескольких поколений заводчан и  собирал под своей крышей на  экскурсии не  только сотрудников предприятия, но  и  школьников, студентов и, конечно, ветеранов-фронтовиков, окунавшихся в  атмосферу далекой, страшной и  героической фронтовой поры.

Сбор материалов для создания музейной экспозиции начался в  середине 1950-х гг, когда руководство завода приняло решение организовать рабочую группу по  сохранению истории предприятия.

В  музее хранится станок производства 30-х годов, первый, изготовленный 18  марта 1942 года подшипник для танка Т-34, миномёт и  другая продукция завода тех лет, а  также письма с  фронта, похоронки, фотографии красноармейцев-подшипниковцев и  их  красноармейские книжки, боевые награды, военная форма и  предметы быта. Отдельное место на  стеллажах в  хранилище музея занимают папки с  заводскими газетами  — с  1932 по  2018 гг.

Во  многом благодаря заводу Куйбышев в  годы Великой Отечественной войны был не  просто запасной столицей, а  еще и  подшипниковой столицей. Т-34  — легендарный танк военной поры  — был оснащен подшипниками, произведенными на  этом заводе. Подшипники для авиации, гильзы для снарядов, литье для мин  — все это делали на  самарском подшипниковом.

Сейчас "Народный музей боевой и  трудовой славы 9ГПЗ" находится в  заброшенном производственном корпусе, с  протекающей крышей, в  ужасающем состоянии,а часть экспозиции утрачена.

В  2019  г. музейные экспонаты выразил желание забрать на  хранение Завод приборных подшипников, по  сути, являющийся филиалом 4ГПЗ. Но  в  итоге для музея не  нашлось помещения.

В  декабре 2020  г. о  плачевной судьбе музея СПЗ Огнева рассказала руководству департамента культуры администрации Самары — Татьяне Шестопаловой и  Светлане Лановенко, которые с  пониманием и  энтузиазмом отнеслись к  предложению забрать экспонаты для городских музейных экспозиций.

Со  своей стороны сотрудники департамента сделали все возможное: оповестили о  желании сохранить культурное наследие, передав его городу,  конкурсного управляющего СПЗ Алексея Пономарева, сделали опись сохранившихся экспонатов. Однако процедура по  передаче музея, обязательная для предприятия-банкрота, до  сих пор не  проведена.

Страницы истории

История завода, который в  советские времена входил в  группу Государственных подшипниковых заводов, начинается в  1932 году. Именно тогда был запущен в  эксплуатацию Самарский железнодорожно-ремонтный завод (СаЖеРеЗ). Мощные кузнечный и  литейный цеха данного завода стали причиной, почему именно на  площади СаЖеРеЗа был эвакуирован из  Москвы осенью 1941  г. 1ГПЗ.

В  1946 году безымянский филиал стал самостоятельным заводом  — 9 ГПЗ, пережившим своего отца-основателя 4ГПЗ, закрывшийся в  2007 году.

С  1941 по  1945 гг. на  9ГПЗ было изготовлено 2 млн танковых (Т-34) подшипников, что обеспечивало ежегодное комплектование 30 тыс. броненосных машин; 630 тыс. авиационных подшипников, 260 тыс. автомобильных подшипников, 70 тыс. минометов, 5 млн артиллерийских снарядов и  500 тыс. гильз для них, 2,5 млн гранат и  45 тыс. тонн литья для мин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "За  заслуги в  обеспечении Советской Армии и  Военно-морского флота в  годы Великой Отечественной войны" Девятый Государственный подшипниковый завод награжден Орденом Отечественной войны "I" степени. За  героический труд завод награжден Орденом "Ленина", 5 000 рабочих завода награждены медалями "За  доблестный труд".

На  территории 9 ГПЗ в  60-х годах установлен монумент в  память о  трудовом и  боевом вкладе подшипниковцев в  победу в  Великой Отечественной войне. В  80-х годах здесь  же на  территории, на  Аллее Трудовой славы, были установлены часовня и  Вечный огонь с  постаментом, на  котором выбиты имена подшипниковцев, погибших на  фронте. На  День Победы здесь собирались заводчане и  ветераны.

В  1992  г. 9 ГПЗ перешел в  частную собственность и  стал ОАО  "Самарский подшипниковый завод".  

Алексей Окунев

Последние новости

Обращение к жителям Самары

Важно знать, как мы можем поддержать друг друга в это непростое время.

Детские библиотеки Тольятти отмечают День матери

В городе прошли различные мероприятия, посвящённые празднику.

Новый закон о штрафах за пропаганду чайлдфри

В России введены серьезные санкции за популяризацию отказа от деторождения.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Красноярске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *