Профессор медицины создает деревянные картины и панно
Илью Сиротко хорошо знают в губернской столице.
— Мои родители — ведущие инженеры-конструкторы крупного оборонного предприятия авиационной промышленности. Папа — заслуженный изобретатель СССР, обладатель более 40 патентов, в том числе мирового уровня. Благодаря ему маме и замечательным учителям школы №127 в поселке Управленческий Красноглинского района я научился любить и науку, и природу, и жизнь в целом. В старших классах уже целенаправленно готовился к поступлению в медицинский институт, что мне и удалось с первой попытки. Проучившись четыре года, перевелся на военно-медицинский факультет — этому направлению я отдал более 20 лет жизни. Окончил клиническую ординатуру по специальности «военно-полевая терапия». Врачевал, преподавал, защитил две диссертации — кандидатскую по пульмонологии и докторскую по пульмонологии и проблемам общественного здоровья и здравоохранения. В 1999-2000 годах принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Последние годы работаю в региональном минздраве.
Очень давно я решил для себя, что мой долг — помогать людям. Кем бы я ни был — врачом, преподавателем, ученым, руководителем, именно это главное. Конечно, юношеские представления о профессии по мере взросления частично трансформируются, но этому принципу я не изменяю.
«Золотые узоры»Творчество привлекало меня всегда. Я окончил музыкальную школу по классу баяна, всегда любил что-то делать руками. В детстве иногда гостил в Белоруссии, это край рощ и лесов. Наверное, истоки моей любви к дереву именно там, на родине отца, деда и прадеда.
В 2015 году друзья подарили мне набор резцов, которые несколько лет пролежали без дела. А потом я занялся поисками наставника, способного показать мне азы профессиональной работы с деревом. Так жизнь свела меня с мастером декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области, членом Союза художников России Сергеем Плехановым. Он работал тогда в Доме культуры в поселке Южный. Именно там образовался клуб единомышленников-энтузиастов, объединивший людей разных возрастов и профессий, — студия «Золотые узоры». Ее члены всегда ставили перед собой задачу привлечь подрастающее поколение к искусству, параллельно прививая любовь к малой родине. Наше ремесло — благодатная почва для этого.
Я очень люблю в своих работах использовать сюжеты нашей области: Волгу, сокские заливы, Царев курган, «Ладью», самарский костел, историческую и краеведческую тематику, леса. К своему увлечению приобщил внука Сергея. Он выжигает и сам делает резные рамки для своих картин, на которых часто изображает родной город.
Есть к чему стремитьсяЗа шесть лет занятий в студии я принял участие во многих выставках, в том числе имеющих международный статус. Наши работы экспонировались в музее имени Алабина, в историко-музейном комплексе в селе Ширяево, в Тольятти, Сергиевске, Октябрьске… Одно из самых ярких событий — поездка в Нижегородскую область, на родину одного из видов русской резьбы, — в город Семенов. Там мы показали более 200 наших работ. Проводили мастер-классы, сами набирались опыта. Много идей появилось тогда. В том же году два члена «Золотых узоров» получили звание мастера декоративно-прикладного творчества Самарской области.
Липа и соснаХорошо помню свою самую первую работу. Это был заяц, меняющий зимнюю белую шубку на летнюю серую. Картина совсем маленькая, но благодаря ей я понял, что нашел дело, в котором мне интересно развиваться. Очень помогала двигаться вперед геометрическая резьба: она требует много усердия, сосредоточенности, но при этом дарит необычайное спокойствие, гармонию, приводит душу в равновесие. Параллельно можно думать о чем-то глобальном: иногда само собой приходит решение каких-то сложных профессиональных вопросов.
Первый набор, подаренный друзьями, я использую до сих пор. Но, конечно, арсенал инструментов пополнился, в том числе специальными резцами фирмы «Татьянка», которые считаются одними из лучших. Мы всегда рекомендуем их тем, кто делает первые шаги в работе с деревом. Есть у меня и авторские резцы — такие изготавливают из стали особой закалки специально для мастера, под его руку и дерево, которое он предпочитает. Хорошие инструменты и качественная древесина — это главное. Я больше всего люблю липу и сосну. Первая очень вкусно пахнет, она мягкая, податливая, белая, как только что выпавший снег. На ней рисуется узор или картина и вырезается послойно, чтобы придать объем фигурам, которые хочешь изобразить. Мы не красками творим, когда можно взять оттенок светлее или темнее, а добиваемся эффекта за счет фактуры и рельефа. Сосна более жесткая, волокнистая, разнообразная по цвету и колориту. Интересно работать и с тем и с другим материалом.
Дерево позволяет менять изначальный замысел. Спустя какое-то время можно вернуться к панно, что-то доклеить или убрать в нем, использовать дополнительный узор и фигуры. Есть и строгие стили, например особая резьба, которая ошибок не прощает, так как создается по определенным канонам. Но это уже совсем другой уровень мастерства, к которому я пока только стремлюсь. Если несколько лет назад мне по силам были совсем небольшие и простые картинки, то сейчас я могу создавать более объемные метровые и полутораметровые панно.
Большую часть своих работ я дарю друзьям и родственникам. Всегда приятно знать, что они украшают чей-то дом, кто-то любуется ими. В каждую из них я вкладываю частичку души.
Творить, путешествовать и учитьсяВ выходные мы собираемся с товарищами по студии «Золотые узоры». Как художники-передвижники, устраиваем мини-выставки, обмениваемся идеями, слушаем советы, беседуем с детьми обо всем, что происходит в жизни, — это для нас не менее важно, чем творчество. Помогаем друг другу. Например, панно больших размеров сложно склеить дома, где у меня небольшая мастерская. В этом вопросе масса секретов и нюансов. Надо сделать это незаметно и грамотно, с соблюдением технологий, чтобы картину не повело, чтобы она не потеряла форму и объем.
Процесс резьбы весьма непредсказуемый. Иногда вечером не нравится результат, а утром свежим взглядом посмотришь — и порадуешься, видя возможность двигаться далее. Казалось бы, действуют руки, но на самом деле больше всего работает воображение. Часто даже не осознавая этого, прокручиваешь в голове варианты, как лучше сделать, чтобы сюжет заиграл, стал максимально эффектным.
К своим работам отношусь критически. Это нормально. Постоянно ищу новые темы. На один и тот же объект можно смотреть с разных сторон, представляя его в материале. Сложнее всего увиденное, запомнившееся и впечатлившее перенести на дерево так, чтобы передать свои эмоции и настроение.
Я стал чаще посещать выставки и музеи, знакомиться с творчеством художников разных жанров — в том числе дистанционно, через интернет. Читаю много специальной литературы, о которой раньше представления не имел. Планов много: творить, путешествовать и учиться.
Фотографии предоставлены героем публикации
Автор: Ирина ИсаеваПоследние новости
Полиция Тольятти задержала соседа за кражу бытовой техники
Подозреваемый признал свою вину и рассказал о способах кражи.
Фестиваль в Тольятти: яркие моменты и впечатления
Вячеслав Федорищев посетил фестивальные площадки, оценив их подготовку.
Активисты 'Молодой Гвардии' собрались на пл. Славы в Тольятти
Вячеслав Федорищев призвал к единству и поддержке защитников России.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией