КАК НАЙТИ КЛЮЧ К СЕРДЦУ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА

С сентября этого года начало работу государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Реабилитационная школа-интернат «Восхождение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городск

С сентября этого года начало работу государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Реабилитационная школа-интернат «Восхождение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск». Оно располагается в Садово-Дачном поселке, а его воспитанники — дети из разных городов и районов региона. Известно, что раньше здесь находился другой дом для ребят в трудной жизненной ситуации — сирот. Однако сегодня организация заметно трансформировалась и продолжает меняться. Подробности мы обсудили с директором Натальей КАЛАБЕКОВОЙ.

— Наталья Александровна, расскажите о школе. Здесь учатся особенные дети, как организованы их образовательный процесс и внеурочная деятельность?
— Наше учреждение существует с 1963 года и, конечно, имеет богатую историю. Сейчас у нас обучаются и воспитываются ребята с особыми образовательными потребностями. Общая численность — 193, среди них 157 школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Также есть структурное подразделение — детский сад «Перспектива» для малышей от 3 до 7 лет.

Для каждого мы отдельно корректируем его маршрут обучения. Реализуемые программы адаптируются и носят индивидуальный характер. Над тем, чтобы ребенок максимально гармонично социализировался в обществе, трудится большой штат. Это учителя-предметники, воспитатели, «узкие» специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, а также тьюторы — специалисты, помогающие ученикам в образовательном процессе.

Важно всегда помнить, что дети — это в первую очередь личности, требующие к себе определенного внимания и трепетного отношения. Найти один-единственный ключ, который подойдет ко всем, невозможно.

— Недавно учреждение получило новое имя — «Восхождение». Какой смысл вы в него вкладываете?
— Действительно, у нас произошли некоторые изменения. С 1 сентября наша образовательная организация работает как реабилитационная школа-интернат «Восхождение». Название, конечно, для всех здесь многое значит. Нами — администрацией, педагогическим коллективом и воспитанниками — рассматривалось большое количество вариантов. Но остановились именно на этом.

У нас есть своя эмблема, которая также разрабатывалась с участием детей. Каждый класс предложил логотип и наименование для нового учебного заведения. Выявилось три лидера, на которых сделали акцент ребята. Но большинством голосов был определен наш нынешний герб. Он выполнен в виде сердца, что уже говорит о безусловной любви. Еще на нем изображены радуга, означающая «чем выше, тем больше познания», растения, говорящие о росте, а также книга и глобус — символы успешного освоения знаний.

— Ребята постоянно живут здесь? Значит, педагоги остаются с ними круглосуточно?
— Да, дети имеют возможность обучаться с первого сентября и проживать в интернате до конца июня. Наше образовательное учреждение принимает учеников и воспитанников со всей Самарской области. Тех, кто из отдаленных районов — например, Сергиевского или Похвистневского — родители не смогут забирать каждый день. В каникулярный период и выходные мы находим возможность для проведения дополнительных реабилитационных мероприятий. Благодаря этой работе видим положительную динамику, а ребята относятся к школе как к дому.

Конечно, круглые сутки здесь находятся педагоги в зависимости от их графика. В первую половину дня — учителя-предметники и специалисты узких направлений; во вторую — воспитатели, которые содействуют выполнению каких-то режимных моментов, посещению кружковых занятий по интересам, помогают в выполнении домашних заданий, прививают социально-бытовые навыки и следят за тем, чтобы все были опрятны, поддерживали порядок в спальных комнатах и на рабочих местах.

— Чем сегодня может гордиться «Восхождение»?
— У наших воспитанников много достижений и успехов! Несмотря на то что они с особыми потребностями, я бы сказала точнее — с безграничными возможностями, их потенциал колоссален. Ученики показывают результаты наравне с другими из общеобразовательных учреждений, а бывает, что и выше. Выигрывают конкурсы разных уровней — городские, окружные, всероссийские. Большинство из них связано с творчеством и спортом.

Знаете, иногда перекладываю на себя те работы, которые выполняют дети, и пытаюсь проанализировать: сумею ли я так же? Понимаю, что, пожалуй, у меня не хватит ни усидчивости, ни вдохновения. Картины и поделки украшают коридоры. Каждый видит это и гордится тем, что его труд находится на всеобщем обозрении. Ну и конечно, так наша школа выглядит очень красиво и уютно. Все сделано с любовью.

Хотелось бы поделиться и другими знаменательными заслугами ребят всероссийского масштаба. Уже три года мы участвуем в конкурсе «Создай свой стиль» по пошиву и дизайну одежды. Сначала представляются эскизы в заданной тематике, при преодолении первого этапа номинанты выходят в очный тур, где занимаются непосредственно изготовлением своих работ. В первый год воспитанница выиграла приз зрительских симпатий, а в прошлом обучающаяся шестого класса Ольга Кирдяшкина заняла первое место. На тот момент председателем жюри был Валентин Юдашкин. Теперь готовимся к следующему сезону. После победы наша девочка стала героиней передачи на ГТРК «Самара». Она снималась в том платье, которое было сделано ее руками и называлось «Фея птиц».

Большое внимание уделяем развитию специальных навыков. На это направлены и школьная, и внеурочная деятельность, и система дополнительного образования, как и на социализацию ребенка. Вырастая, он должен выходить из наших стен достойным и конкурентоспособным гражданином страны. «Восхождению» удается этого добиться: 100% выпускников поступают в профессиональные учебные заведения, трудоустраиваются. Наша задача как педагогов — вовремя определить интересы, помочь выбрать будущую специальность. Начинаем работу уже на ранних этапах, в младших классах, в виде консультаций, диагностик и анкетирования. Для старших это уже выезды на профпробы, где они могут познакомиться с разными сферами, понять, что им нравится.

Неоднократно выходили на профильные конкурсы, в том числе грантовые. Один из таких называется «Благопредприниматель», он помогает ребенку осознать, в чем он хорош, что у него действительно получается и как можно на этом заработать. Очный этап проходит в Казани. Участвуя впервые, команда наших ребят заняла второе место, на следующий год получила приз зрительских симпатий, а в прошлом стала безоговорочным победителем. Выигравший проект, опять же, был связан со швейным делом: наши девочки прекрасно владеют мелкой моторикой и необходимыми навыками. Они представляли, что у них есть своя мастерская, составляли бизнес-план, выстраивали профессиональный маршрут.

В этом я и вижу цель: чтобы подрастающий человек научился самоопределяться, расставлять приоритеты в будущей самостоятельной жизни. К этому стремимся и, следовательно, получаем ожидаемые результаты.

Также с большой гордостью можно говорить о наших преподавателях, людях, которые сопровождают ученика, видят его трудности, поддерживают, формируют, обеспечивают положительные изменения, приобщают к социальной и творческой деятельности. Помимо этого сотрудники непрерывно работают над самосовершенствованием, делятся опытом с коллегами, имеют публикации, принимают участие в конкурсах профессионального мастерства. На протяжении трех лет восьми учителям присуждены премии губернатора Самарской области за успешную реализацию долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости.

— Выпускники приходят в гости?
— Да, знаете, всегда очень приятно видеть наших повзрослевших детей, полных уверенности в своем светлом будущем, в правильности того, что они делают, в верности своего выбора. Радует, когда возвращаются проведать педагогов со словами благодарности. Как-то ко мне приходил воспитанник, с которым мы — и педагоги, и я лично — проводили очень много времени, чтобы тот не оступился. И вот он, уже успешный молодой парень, поздравляет с профессиональным праздником Днем учителя. Принес цветы, купил открытку. На ней написано «Любимому воспитателю». Поясняет: «Наталья Александровна, ну не было там открытки для любимого директора! Но мне так хотелось вам сделать приятно!» Конечно, это очень дорогого стоит, когда выпускники уходят с теплыми воспоминаниями об учреждении. Мы понимаем, что они впитали максимально много положительного, того, что закладывалось в них всем коллективом. Значит, задача выполнена. Каждый ребенок — это член нашего общества, и чем больше таких добрых примеров, тем светлее наше будущее. Из подобных моментов и воспитывается в каждом человеке любовь к Родине, людям, миру.

Записала
Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора.

Последние новости

Проверьте свои знания с нашим увлекательным тестом

Узнайте, насколько вы эрудированны, пройдя наш непростой тест.

Укрепление команды правительства Самарской области

Губернатор сообщил о назначении нового временно исполняющего обязанности министра финансов.

План проверок Счетной палаты на 2025 год

Совет регионального парламента обсудил новые инициативы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ишимбае, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *