«Мертвые души» — игра в кино. В театре драмы представили необычную версию поэмы Гоголя
С первого взгляда на сцену становится понятно направление мысли авторов спектакля «Мертвые души», премьера которого состоялась в театре драмы в прошлую пятницу.
В центре размещен фрагмент дома, словно вырванный из целого здания. К какому он принадлежит веку, неизвестно. Балкон хрущевки, отделанный мелкой плиткой соседствует с изразцовой печью с чугунной заслонкой, внизу стоит нижняя половинка секретера, рядом — старинный буфет. По центру — дверь, возвышающаяся в метре над полом, что затрудняет ее использование. Дом словно вывернут наизнанку — мебель расположена снаружи, а внутри квартиры, сверкают молнии и грохочет гром.
Стена дома испещрена черными отметинами, словно покрытие ее лопается под натиском прорывающейся в наш мир нечисти. Во втором действии здесь уже будет зиять огромная черная дыра, через которую персонажи будут свободно осуществлять проход туда-обратно. Эклектичность сценографии полностью соответствует и содержанию спектакля.
«Тарантино забил Макдону»С молодым режиссером Иваном Комаровым самарский зритель познакомился прошлым летом на лаборатории молодой режиссуры. Постановщик представил эскиз по пьесе Мартина Макдоны «Палачи», который напоминал капустник на тему ранних фильмов Тарантино — материал для внутреннего театрального пользования. Критики отмечали, что хоть решение и вышло остроумным, но «Тарантино забил Макдону», а в постановке не прозвучала глубина тем пьесы. К сожалению, так произошло и на этот раз.
Аттракцион по узнаванию киноперсонажей будет длиться большую часть первого действия. Селифан (Аркадий Ахметов) предстанет в образе Фореста Гампа в клетчатой рубашке с коротким рукавом и фиксаторами на ногах. Впрочем, он еще не раз поменяет обличье, услужливо подыгрывая партнерам в разных сценах. Ноздрев (Алексей Егоршин) станет зеленоволосым Джокером в исполнении Джареда Лето и сохранит свой облик неизменным на протяжении всего спектакля. А вот Марина Жукова поменяет образ Панночки, знакомый по фильму «Вий» с Натальей Варлей, на невзрачную Коробочку. Правда потом переоденется обратно. Почему одни персонажи меняются, а другие остаются неизменными, остается неясным.
Гоголь как часть сцены В спектакле много остроумного — когда Собакевич, которого актер Денис Евневич представляет в образе огромного «нового русского» с огромной цепью на шее, деловито пытается пристроить гигантский окорок в крохотное отверстие маленькой мясорубки. Или когда Гоголь (Сергей Видрашку) в роли режиссера устраивает кастинг на роли помещиков.
Николая Васильевича на сцене вообще много (может быть, режиссер хотел избежать упреков в том, что забыл про писателя). Классик выходит на сцену вслед за гробом, вынимает оттуда тарелку макарон (которые полюбил в Италии) и начинает их есть. А вокруг него водит хороводы нечисть.
Гоголь принимает активное участие в спектакле: то пугает Чичикова, то переругивается с ним, то сетует Коробочке на больной желудок, то следит за произнесением реплик, водя пальцем по строчкам рукописи.
Эксперименты в жанреВ отличие от своего автора, текст «Мертвых душ» появляется на сцене далеко не сразу. Но где-то в середине первого действия зрители облегченно вздыхают — экспериментальные гэги и репризы сменяет сюжет про путешествие Чичикова от одного помещика к другому. Конечно, хрестоматийным его воспроизведение не назовешь. Чего стоит только затянутая цитата из «Криминального чтива» про укол адреналина в сердце, который свалившемуся Манилову (Иршат Байбиков) пытается сделать жена (Надежда Попова). Или как Ноздрев с Чичковым вместе уходят от погони, отстреливаясь от преследователей. На половине отрезанного кузова вазовской «семерки», которая заменяет в спектакле пресловутую «тройку-Русь».
Несколько раз со сцены звучит призыв помнить о жанре. Но в том-то и проблема. Режиссер слишком увлекся жанром и забыл, что Гоголь — это не только готика и страшилки.
Спектакль старается привлечь внимание зрителя яркими образами и предметами: тут и располовиненная «семерка», и живая кошка, и игрушечные собачки, и регулярно выносимый на сцену гроб, и говорящая Шинель (Юлия Орлова) в роли экскурсовода по творчеству Гоголя, и песня «Самара-городок». Зрителей первых рядов посыпают мелко нарезанным целлофаном (это и снег, и пепел) и обливают струями воды. А сколько здесь акробатических номеров! Чего только не вытворяет Ноздрев-Джокер, да и Плюшкин в исполнении Артура Ягубова проявляет паучью ловкость, свободно перемещаясь по стенам и балкону.
В поисках оригинальных смысловНо вся эта россыпь приемов воспринимается как фоновый шум, не позволяющий услышать мелодию. А ведь она почти начинает звучать, когда Чичиков начинает планомерный объезд помещиков. Главный персонаж в исполнении Петра Жуйкова не прячет отсутствие содержания за маской, а представляет зрителям калейдоскоп эмоций и состояний. Игра актера сочетает выразительность и гротеск, юмор и трагедию, мистику и бытовую достоверность.
Его персонаж в какой-то момент даже вызывает сочувствие. Чичиков бесконечно лепечет свое оправдание: «Я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякой брал бы». И добавляет, что вообще стендапом хотел заниматься. Псевдоним подбирал — Пушкин или Гоголь. «Но Пушкин был уже. Гоголь лучше». И это правда. Действительно, лучше.
Но спектакль не оставляет неприятного ощущения. Несмотря на чрезмерную увлеченность жанром, видно, что режиссер Иван Комаров искренне искал оригинальные формы и важные смыслы. А для театра, который хочет называть себя живым, нет ничего важнее творческого поиска.
Фотографии: Самарский академический театра драмы им. Горького
Автор: Маргарита ПетроваПоследние новости
Протесты в Грузии против заморозки переговоров о вступлении в ЕС
Тбилиси и другие города страны охвачены массовыми акциями протеста.
Новые законы России: изменения в декабре
Госдума вводит ряд важных законов, касающихся миграции, семейных ценностей и поддержки военных.
Рост цен на аренду жилья: причины и прогнозы
Эксперты анализируют текущую ситуацию на рынке аренды.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией