«ОДНО НЕПОДВЛАСТНО ВРЕМЕНИ — ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ»
Именно так считает Владимир Агамиров, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения, посвятивший средней школе № 9 Чапаевска 34 года своей жизни.
Именно так считает Владимир Агамиров, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения, посвятивший средней школе № 9 Чапаевска 34 года своей жизни. Накануне празднования столетнего юбилея учреждения, который намечено провести в декабре уходящего года, мы встретились с Владимиром Ивановичем и вспомнили вехи истории, педагогический состав и учеников, а также порассуждали на тему новшеств в сегодняшнем образовании.
Как это было
Церемония открытия нового дома знаний состоялась в нашем городе 23 сентября 1923 года. За целый век образовательная организация прошла сложный путь становления и развития. В течение тридцати с лишним сложных и реформационных лет ее возглавлял выпускник Северо-Осетинского государственного педагогического института Владимир Агамиров. Он принимал школу в 1979 году в предаварийном состоянии, но благодаря руководству завода химудобрений здание удалось отремонтировать капитально. Здесь были нужны не только условия для обучения и воспитания, но и высокопрофессиональный преподавательский состав.
Сам Владимир Иванович основой успеха «девятой» считает осознание и принятие в жизнь стратегии развития на годы вперед в рамках государственных программ. Так, в течение множества лет все работало под девизом «Школа — завод, класс — цех». Постоянно внедряя новое, важно было сохранить то лучшее, что было накоплено раньше. Благодаря коллективу единомышленников-учителей удавалось не только выдерживать конкуренцию с другой школой из этого же микрорайона, но и наращивать контингент учащихся из года в год — от трехсот с небольшим до шестисот детей в последующем периоде. В этом, конечно, огромная заслуга педагогов, отдавших ребятам лучшие годы жизни, свои талант и энергию. Это Т. Н. Раптанова, В. И. Ершова, А. В. Сидоркина, З. А. Карташова, Б. В. Белугина, Т. Т. Харитонова, Г. В. Крючина, Л. А. Шилова, Л. В. Степанова, Л. В. Фуртина и многие другие.
В 2006 году произошла реорганизация соседней школы № 2, и она присоединилась к «девятке» своим зданием, где разместили начальные классы. А средние и старшие по-прежнему остались в своей альма-матер. В 2011 году учебное заведение обрело статус государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. К нему присоединили структурное подразделение — детский сад № 23 «Улыбка». Так школа стала многофункциональным центром, обслуживающим район Берсола и Владимирского поселка.
Главные моменты
На мой вопрос, какие наиболее значимые события за 34 года ему запомнились больше всего, Владимир Иванович ответил, что для него важно абсолютно все, потому что главные участники любого образовательного процесса — дети. Но есть и вехи, меняющие стиль работы. Например, участие в 2006 году во «Всероссийском конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» — до победы тогда не хватило всего нескольких баллов. В течение многих лет школа уверенно входила в число лидеров по количеству призовых мест в олимпиадах любого уровня. Очень гордился директор «девятки» успехами своих преподавателей. В разные годы званием «Отличник народного просвещения» награждены четыре человека, двое — знаком «Почетный работник общего образования», множество сотрудников отмечены почетными грамотами министерства образования и науки Самарской области.
Л. В. Фуртина стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в приоритетном нацпроекте «Образование» в 2011 году.
Как только школа перешла на профильное обучение — естественно-математическое направление — стала возможной работа по индивидуальным планам, проектная и исследовательская деятельность, а также участие в конкурсах любого уровня. Особенно надо выделить личный вклад по работе с одаренными детьми О. А. Фисун, Л. В. Фуртиной, Е. П. Хорохориной. Среди выпускников есть учителя, врачи, депутаты, химики, энергетики, биологи и спортсмены. Гордость школы — Николь Родомакина, чемпионка летних Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне в прыжках в длину.
О коллективе
Очень важно для директора школы иметь хорошего завуча, недаром это его «правая рука». Верными помощниками, ключевыми специалистами у Владимира Ивановича были Т. Н. Пропадалина, Ж. В. Копылова, куратор начальной школы Г. Д. Данилова, организатор детского движения Е. П. Хорохорина, социальный педагог Н. В. Сидоркина, профорг Е. А. Бутырцева, завхоз Н. В. Филиппова, педагоги и воспитатели детского сада.
— Конечно, — говорит Владимир Иванович, — руководитель всегда должен иметь смелость принимать решения и нести за них ответственность. Однако есть много вопросов, где нужно учесть мнение всего коллектива. У меня всегда была надежная команда. Сегодня с благодарностью вспоминаю тех людей, которые работали со мной на равных. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить председателей родительского комитета Н. М. Балабанову, Е. В. Александрову. Школе многократно помогали инспекторы гороно, особенно Е. П. Герина, главный специалист отдела организации образования О. А. Горбатова, начальник отдела образовательных программ Г. Г. Чуркина, депутаты городской Думы С. Г. Саркисян, Д. С. Гилячев, выпускник школы А. Б. Моливер.
О будущем в образовании
Поговорили мы и о «личном» — что в современном обучении детей нравится моему собеседнику, а что тревожит и беспокоит. Дела школьные по-прежнему интересны Владимиру Ивановичу, и он всей душой следит за всеми образовательными тенденциями. Например, он отметил, что в нынешнем году как никогда раньше увеличилось число выбравших педагогические вузы абитуриентов, было подано 725 тысяч заявлений! Хорошо, если бы все пришли в школы — преподавательский состав стареет… Появился, наконец, единый учебник истории для 10 -11 классов. В Самарской области созданы более 200 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», десятки технопарков. Его радует и то, что отныне законодательно закреплено понятие «Профориентация». В школы снова вернутся серебряные медали, курс ОБЖ будет дополнен начальной военной подготовкой, а с нового учебного года появится предмет «Основы безопасности и защиты Родины».
О нагрузках на педагога, ЕГЭ…
Есть проблемы, которые еще надлежит решать и некоторые — незамедлительно. Снова ходят разговоры о том, чтобы сделать должность директора школы назначенцем от учительского коллектива. Это может привести к хаосу и стрессу в жизни образовательной организации. Владимир Иванович считает важной идею воспитания кадров в школе резервов для будущих руководителей, благодаря чему последние грамотны во всех отношениях — законодательном, психологическом и нравственном. Беспокоит его и вопрос нагрузки учителей.
Рассказывая о школе, Владимир Иванович несколько раз подчеркнул, что директорство — это образ жизни.
— Как в песне, — шутит мой собеседник. — «И нет нам покоя ни ночью, ни днем»… И это правда, твои близкие обсуждают проблемы того учреждения, за которое переживаешь душой, все понимают, что школа — прежде всего!
Хлеб директора трудный, однако в семье Владимир Иванович всегда чувствовал поддержку и понимание… Интересен и тот факт, что две сестры Агамирова тоже получили педагогическое образование и много лет проработали с детьми.
По поводу точки зрения на единый государственный экзамен Владимир Иванович рассуждает мудро — жизнь сама решит, что хорошо и что плохо, если научимся признавать свои ошибки и на ходу их исправлять — мы не должны следовать западным тенденциям, но и опыт других стран игнорировать не стоит. Разобрались же с Болонской системой, разберемся и с ЕГЭ. Вернулись со временем мы к пониманию роли трудового воспитания и обучения для становления жизнеспособности обучающихся. Самое главное, считает мой собеседник — это вопрос укрепления здоровья молодежи, физического, психического и нравственного. Ненормативная лексика и курение среди школьников имеет множество причин, но самая главная — внутренняя агрессия детей, которая иногда копится годами.
Побеседовали мы и о бесконечных инновациях, что как из рога изобилия сыпались на общеобразовательные организации в последние десятилетия. Как педагог с огромным стажем, Владимир Иванович полагает, что наиболее оптимальным было бы сочетание консерватизма и новых технологий. С одной стороны, опыт великих учителей прошлого, а с другой — новые подходы и инструменты реализации педагогических задач. Только соблюдение баланса между ними позволит школе шагать в ногу со временем. Определением необходимости модернизаций должны заниматься экспертные советы, в которые необходимо включать педагогов, руководителей образовательных учреждений, ученых и родителей учащихся. Представители инновационного подхода привели школу к необходимости внедрения интерактивных досок в классах, созданию онлайн-платформ, введению электронных дневников и классных журналов. Одно важно и неподвластно времени — личность учителя, его глубокие знания и человечность…
Вместо послесловия
Мы заканчиваем наш разговор, и опять Владимир Иванович сетует на то, что мало рассказал о педагогах-коллегах, восхищается их преданностью детям, верностью долгу. Он гордится своим детищем и радуется, что в школу идут и идут, а это значит, что в ней хорошо!
Шагать с ним по улице невозможно — его постоянно окликают, здороваются, шутят… В городе его знают и любят.
— Это все мои ученики, — говорит Владимир Иванович. — И никуда от них не деться…
Людмила СУХАРЕВА.
Фото предоставлено
В. Агамировым.
Последние новости
Женщина нанесла тяжкие ранения своему сожителю в Тольятти
Инцидент произошел во время распития спиртных напитков.
Защита интересов работников АВТОВАЗа: коллективный договор и роль профсоюза
Как профсоюз обеспечивает правовую защиту и преимущества для работников автозавода.
Визит губернатора в Тольятти
Вячеслав Федорищев осмотрел производство на заводе «СТАРК»
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований